Минтруд утвердил профстандарты для руководителей сестринских служб и для 18 должностей среднего медперсонала. И хотя эти документы практики ждали несколько лет, их появление многих озадачило: как успеть внедрить такое количество профстандартов. Ведь они уже стали обязательными. В статье — пошаговая инструкция для руководителей сестринского персонала и видео с круглого стола, который редакция провела с разработчиками документа и практиками 20 октября.
Экспертная поддержка | |
Валерий Самойленко, исполнительный директор Ассоциации медицинских сестер России (РАМС) | Яна Алексеева, управляющий партнер ООО «Мед-ЮрКонсалт», руководитель отдела правового обеспечения, юрист в сфере медицины и здравоохранения, Москва |
Чтобы внедрить профстандарты, медорганизация должна собрать комиссию. Состав утверждает приказом главврач, но предлагает членов для изменений на сестринских должностях главная медсестра. Вы должны войти в комиссию в любом случае, наравне с представителями кадровой и экономической служб.
В чем трудности. Нужно перераспределить функционал. В этот раз профстандарты коснулись не только подчиненных, но и вас лично. Придется обсуждать и корректировать с коллегами параллельно требования и к своей, и к другим должностям. В такой же ситуации и старшие медсестры, которые делят новый профстандарт «Специалист по организации сестринского дела» с главной и другими руководителями среднего медперсонала.
Как преодолеть. Для каждой должности — своя специфика, поэтому соберите рабочую группу по профилям среднего медперсонала, привлеките Совет медсестер. В сложных случаях руководитель вправе обратиться за помощью к представителям региональной профессиональной ассоциации.
Трудовые функции старших медсестер и ваши придется обсуждать и корректировать с коллегами, которые вам не подчиняются. Это необходимо, чтобы избежать лишней ответственности и конфликта интересов, когда будете корректировать должностные обязанности.
Как член комиссии вы уполномочены проводить от ее лица собеседования, давать разъяснения, знакомиться с персональными данными сотрудников, включая документы об образовании, сведения об объемах работ и зарплате
Прежде чем начинать внедрение профстандартов, организуйте общее собрание. Проинформируйте сотрудников о нововведениях: возможно, потребуется скорректировать должностные обязанности и пройти дополнительное обучение. Ознакомьте с профстандартами подчиненных — разместите на корпоративном сайте или распечатайте и выдайте в подразделения.
В профстандарте — самые свежие квалификационные требования к медработникам. Чтобы им соответствовать, вам и подчиненным может потребоваться дополнительное обучение.
В чем трудности. Продолжает действовать Единый квалификационный справочник (ЕКС)*, который также установил требования для допуска к работе специалистов со средним медобразованием. В новых профстандартах есть разночтения с ним. Непонятно — на что ориентироваться. При этом медсестер, которых допустили к работе по устаревшим требованиям, в медорганизации может быть много. Придется организовать обучение большого количества сотрудников.
* Приказ Минздравсоцразвития от 23.07.2010 № 541н (ред. от 09.04.2018) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
Как преодолеть. С 2020 года в приоритете — квалификационные требования профстандартов (постановление Правительства от 27.06.2016 № 584). Дополнительное обучение, если ранее вы руководствовались ЕКС, может понадобиться для сотрудников на тех должностях, у которых в профстандартах разночтения с квалификационным справочником.
Чтобы спланировать обучение персонала, комиссия создает общую таблицу (шаблон — ниже). Кадровики составят списки по должностям и отметят в таблице, какие сотрудники не соответствуют новым квалификационным требованиям. Поручите старшим медсестрам оценить требования разделов профстандарта «Необходимые знания» и «Необходимые умения» и дать заключение, нужна ли их подчиненным дополнительная подготовка. Решение по старшим примите сами. Списки и сроки обучения согласуйте с комиссией.
Таблица потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников
Скачать |
Профстандарты, помимо квалификационных требований, устанавливают правильное наименование должностей работников и их трудовые функции. Все локальные акты, в которых есть эти данные, нужно привести в соответствие новым нормативным документам. В частности, трудовые книжки, трудовые договоры, должностные инструкции, документы по оценке квалификации сотрудников.
**Приказ Минздрава от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
В чем трудности. Не все новые наименования должностей есть в номенклатуре**. Профстандарты значительно расширяют некоторые трудовые функции среднего медперсонала и его руководителей.
Как преодолеть. Составьте план-график внедрения профстандартов. Шаблон скачайте ниже. Изменения по должностями, которых еще нет в номенклатуре, отложите до момента внесения их в номенклатуру.
Наименование должности в соответствии с профстандартом важно, чтобы установить для нее предусмотренные ограничения или льготы (компенсации)
Комиссия составит перечень документов, которые нужно изменить (шаблон — ниже). Например, трудовые договоры, книжки, должностные инструкции, положение об аттестации. Вас привлекут к изменению документов, в которых прописаны должностные обязанности.
План-график (этапы) введения профстандартов Скачать | Перечень локальных актов, которые надо изменить Скачать |
Должностные обязанности надо привести в соответствие с трудовыми функциями из профстандартов. В них есть правовые риски, поэтому окончательные формулировки согласуйте с юристом. Так, оградите себя и подчиненных от лишней ответственности.
/interactive/doc/1607eff4-7898-4b9f-a8dd-46eeb382669f/